Программа по Электро-радиотехнике

Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика программы.
3. Целевые ориентиры программы.
4. Цель и задачи программы.
5. Описание места программы в учебном плане и её содержание.
6. Этапы реализации программы.
7. Формы работы.
8. Ожидаемый результат программы.
9. Формы подведения итогов и контроля.
10.Содержание программы.
11.Учебно-тематический план.
12.Технико-методическое оснащение и обеспечение программы.
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана
регламентирующими
разработку
общеразвивающих программ:

в
и

соответствии
реализацию

с

документами,
дополнительных

o Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» с дополнениями от 14.07.2022 г.;
o Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2023 года»;
o Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении
порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеообразовательным программам»;
o Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
o Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20»;
o Устав МБУ ДО СЮТ г. Азова;
o Локальные акты учреждения
2. Общая характеристика программы
В наш век научно-технического прогресса, когда получили развитие
современные технологии, общество
нуждается в творческих, смелых,
инициативных личностях, способных принимать нестандартные решения, умеющие
творчески мыслить. Прогресс радиоэлектроники, её широкое внедрение в народное
хозяйство и быт делают необходимые знания об устройствах и принципах действия
различных радиоэлектронных приборов и навыками пользования ими. Данная
программа позволяет подросткам получить элементарные навыки радиомонтажа,
2

обучает техническому конструированию радиотехнических приборов и развивает
интерес к современной радиоэлектронике.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Электрорадиотехника» имеет техническую направленность и является модифицированной.
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного
образования и составлена с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Содержание программы предполагает теоретическую и практическую части. В
зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна
корректировка программы.
В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития
специальных умений и умение работать в коллективе. Тематика занятий строится с
учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления
изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен.
Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным»
детям будет интересна сложная радиоконструкция (с применением наиболее
сложных схем), менее подготовленным можно предложить работу проще по той же
тематике (с применением более простых схем). При этом обучающий и
развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь
ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
3. Целевые ориентиры программы
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на
содействие
профессиональному
самоопределению
обучающихся
путем
приобретения специальных знаний, умений и навыков в области радиотехники.
Программа позволяет оценить свои потребности и возможности и сделать
обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности. Отличительной
особенностью программы является обеспечение необходимых условий для
творческой самореализации личности ребенка.
Практическая значимость заключается в формировании у обучающихся
целостного представления о мире радиотехники их месте в окружающем мире, а
также творческих способностей. В творческой деятельности у детей развивается
память, гибкость мышления, способность к самооценке, видение проблем,
способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым
интеллектом. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и
любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций –
умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи,
планировать решения и реализовывать их. На занятиях создаются оптимальные
условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными
радиокомпонентами, материалами и инструментами.
Дети приобретают знания в области радиоэлектроники знакомятся с
технической терминологией.
4. Цель и задачи программы
Цель: Развитие познавательного интереса подростков в области радиоэлектроники,
формирование у них знаний, умений и навыков по радиотехническому
конструированию.
3

Задачи:
Обучающие:
1. обучить началам физико-технического моделирования и конструирования;
2. научить электрической пайке и монтажу радиодеталей;
3. обучить приемам работы с инструментами;
4. обучение приемам и технологии изготовления несложных радиоэлектронных
конструкций.
Развивающие:
1. развить у обучающихся изобретательность, техническое мышление,
творческую инициативу;
2. развить умение организации учебного труда;
3. развить интерес к радиотехнике и техническим видам деятельности;
4. развивать умения работы с радиоэлектроникой и конструировать простейшие
радиоэлектронные модели;
5. осуществлять профессиональную ориентацию и практическую подготовку для
работы в различных отраслях радиоэлектронной промышленности.
Воспитывающие:
1. воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении
поставленных задач;
2. воспитать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за
порученное дело;
3. приобщить к нормам социальной жизнедеятельности.
5. Описание места программы в учебном плане и её содержание
В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком МБУ ДО СЮТ на
2022-2023 уч. г. на изучение курса отводится 6 часов в неделю. Рабочая программа
составлена из расчета 36 учебных недель: 6 х 36 = 216 часов.
Программа может быть реализована в период времени от 216 часов до 1
года (в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их возраста).
Программа рассчитана на обучение детей 9 - 12 лет на основе разноуровневого
подхода. Разноуровневость программы реализует право каждого ребёнка на
овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме
и сложности. Группы комплектуются в количестве 10 -12 человек.
6. Этапы реализации программы
С учетом цели и задач содержание образовательной программы реализуется
поэтапно с постепенным усложнением заданий.
На первом этапе у детей формируются начальные знания, умения и навыки,
учащиеся работают по образцу. Образовательный процесс обучения осуществляется
от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой
деятельности. Дети располагают значительными резервами развития. Их выявление
и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В младшем
школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики
познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление,
4

речь), которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные
виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Далее особое внимание в работе уделяется технической грамотности детей.
Первые радиоустройства учащиеся выполняют с помощью образцов, а затем учатся
работать по радиосхемам. Большое внимание уделяется знанию и правильному
употреблению технических терминов. На занятиях у детей расширяется
познавательный интерес к радиоэлектронике, развиваются технические
наклонности, формируются умения и навыки работы с различными
радиокомпонентами, материалами и инструментами, воспитывается трудолюбие,
настойчивость, самостоятельность.
Программа является ступенью в освоении программ научно-технической
направленности. По окончании обучения в объединении «Электро-радиотехника»
выпускники могут продолжить обучение по программам научно-технической
направленности более высокого уровня сложности.
7. Формы работы.
Форма занятий - фронтально-индивидуальная, в то время, когда одни учащиеся
выполняют одно задание, другие, способные самостоятельно планировать работу и
пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями,
выполняют индивидуальные задания.
Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный метод,
объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый, исследовательский,
метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный
поиск ответа); графические работы (работа со схемами, и их составление), проектноконструкторская деятельность (радиоконструирование, создание моделей), игры (на
развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые
игры (конструкторы, соревнования, викторины), создание творческих работ для
выставки.
На занятиях электро-радиотехники создаются все необходимые условия для
творческого и интеллектуального развития учащихся. Каждое занятие строится в
зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с
учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Типы занятий: типовое занятие, занятие-практикум, занятие-беседа,
комбинированное занятие, самостоятельная работа, проект, игра, итоговое занятие и
др.
Виды занятий: работа с литературой; практическая работа со схемами,
конструктором, компьютером; творческие проекты; участие в выставках, конкурсах,
соревнованиях, праздниках; игры.
При проведении занятия выполняются санитарно – гигиенические нормы. На
каждом занятии проводятся физкультминутки.
8. Ожидаемые результаты программы.
К концу первого этапа обучающиеся:
Знают:
 историю развития радиотехники и радиолюбительства;
 положения техники безопасности при работе с

инструментом

и
5

радиоаппаратурой.
 инструменты, используемые при работе с радиоаппаратурой;
 радиокомпоненты, применяемые в радиотехнике их назначение и основные
свойства.
Умеют:
 пользоваться радиотехническим инструментом;
 различать радиокомпоненты и их номиналы;
Владеют:
 элементарными навыками определять различие радиокомпонентов и их
номиналов;
 использованием простейшего радиотехнического инструмента;
К концу программы обучающиеся:
Знают:
 основные
радиоматериалы,
используемые
при
изготовлении
радиотехнических изделий;
 свойства радиоматериалов;
 условные обозначения радиокомпонентов на принципиальных радиосхемах;
Умеют:
 находить условное обозначение радиокомпонентов на принципиальных
схемах;
 осуществлять качественную пайку;
 собирать простейшие радиотехнические устройства;
Владеют:
 навыками пайки и радиомонтажа;
 использованием
радиотехнического
инструмента,
материалов
и
радиокомпонентов;
 навыками простейшего радиомонтажа;
Планируемые результаты.
Личностные:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности
человека;


бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности
человека;


представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической
деятельности;




представление об основных критериях оценивания своей деятельности;

представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе
анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;




представление об основных правилах и нормах поведения;

умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного
использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;


6



представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;

стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка
помещения; уход за мебелью, инструментами).


Метапредметные:


понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;



соотносить предлагаемый план выполнения изделия с текстовым планом;

составлять
план
выполнения
работы
последовательность выполняемых действий;


и

проговаривать

вслух



осуществлять действия по образцу и заданному правилу;



контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе плана;



оценивать совместно с учителем результат своих действий и корректировать

их;
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из
текстов и иллюстраций;




выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;



высказывать суждения; обосновывать свой выбор;

проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям,
выделять существенные признаки;


сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и
изделия по заданным критериям.




задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;



слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;



выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;



выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Предметные:

воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой
предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в
информационном пространстве;


организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с
материалами (радиодеталями, конструктором) и различными инструментами;


соблюдать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием при
выполнении изделия, модели;


различать радиокомпоненты, материалы и инструменты; определять
необходимые радиокомпоненты, материалы, инструменты и приспособления в
зависимости от вида работы;




объяснять значение понятия «радиотехника» и других терминов и понятий.
9. Формы подведения итогов и контроля.
В процессе обучения используются следующие виды контроля:
7

вводный, который проводится перед началом занятия и предназначен для
закрепления знаний, умений, навыков по пройденным темам;

текущий, проводимый в ходе занятия и закрепляющий знания по данной теме.
Он позволяет воспитанникам усвоить последовательность необходимых операций;

промежуточный, который проводится после завершения изучения каждого
блока;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.


Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, устный
опрос, тестирование, мини-выставки, участие в конкурсах, выставках.
10. Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы.
2.
Введение в радиотехнику.
1.1. История развития радиотехники и радиолюбительства.
Теория. Изобретение радио А.С. Поповым. История радиотехники.
Радиолюбительство. Вклад русских ученых в развитие радиотехники
1.2. Основы электричества, единицы измерения.
Теория. Заряженные частицы. Электрический ток. Электрические величины,
единицы их измерения.
1.3. Техника безопасности при работе с радиотехническими устройствами и
инструментами, средства защиты.
Теория. Правила техники безопасности. Средства индивидуальной защиты от
поражения электрическим током. Безопасный инструмент.
3. Инструмент.
2.1. Радиотехнический инструмент.
Теория. Инструмент, используемый радиолюбителем. Оборудование
рабочего места. Принадлежности для пайки.
2.2. Работа с инструментом.
Теория. Назначение инструмента. Способы работы с инструментом.
Правила использования инструмента.
Практика. Демонстрация работы инструментом по назначению.
Практическая работа с использованием радиотехнического инструмента.
2.3. Техника пайки.
Теория. Техника правильной пайки. Надежность контакта. Припои и флюсы.
Виды паяльников и их назначение. Подготовка паяльника к работе.
Практика. Практическая работа с паяльником. Лужение. Спаивание
проводников.
3. Радиоматериалы и радиокомпоненты.
3.1. Материалы в радиотехнике.
Теория. Проводники и диэлектрики. Состав радиодеталей. Материалы,
используемые в радиотехнике.
Практика. Демонстрация свойств проводников и диэлектриков. Разборка
радиодеталей для изучения их состава.
3.2. Радиокомпоненты. Условные обозначения.
Теория. Принципиальные схемы. Условное обозначение радиокомпонентов
на схеме.
8

тока.

3.3. Проводники и диэлектрики.
Теория. Виды проводников и диэлектриков. Проводимость электрического

Практика. Демонстрация свойств проводников
и диэлектриков.
Практическая проверка проводимости различных материалов.
3.4. Резисторы.
Теория. Сопротивление. Виды резисторов, их назначение.
Практика. Определение резистора по внешнему виду. Определение номинала
резистора по его маркировке.
3.5. Конденсаторы.
Теория. Емкость. Виды конденсаторов, их назначение.
Практика. Определение конденсатора по внешнему виду. Определение
номинала конденсатора по его маркировке. Демонстрация емкостных свойств
конденсатора.
3.6. Катушки индуктивности, трансформаторы.
Теория. Магнетизм. Катушка индуктивности, ее виды. Зависимость
индуктивности
от
способа
изготовления
катушки.
Разновидности
трансформаторов, их назначение.
Практика. Практическое изучение магнетизма, свойств катушек и
трансформаторов. Изготовление простых катушек.
3.7. Электровакуумные приборы.
Теория. Радиолампы, их назначение.
Практика. Разборка радиолампы, изучение ее устройства.
3.8. Полупроводниковые приборы.
Теория. Полупроводники. Диоды, транзисторы, их назначение. Практика.
Практическое изучение свойств полупроводниковых
приборов.
4.Электрические схемы.
4.1 Типы электрических схем.
Теория. Структурные, функциональные и принципиальные радиотехнические
схемы.
Практика. Практическое изучение внешнего вида различных электрических
схем, их конструкции.
4.2 Варианты использования радиокомпонентов в радиотехнике. Теория.
Различные способы включение радиокомпонентов в цепь. Роль
радиокомпонента в отдельно взятой радиосхеме.
4.3 Печатные платы.
Теория. Виды печатных плат, их назначение. Способы изготовления
печатных плат.
Практика. Практическое изучение печатных плат. Размещение деталей на
плате. Компоновка.
4.4 Монтаж радиокомпонентов на платах.
Теория. Размещение деталей на платах. Способы фиксации. Эстетика в
монтаже.
Практика. Практическая распайка плат с радиодеталями. Размещение деталей
на платах.
4.5 Изготовление корпусов радиотехнических устройств.

9

Теория. Разновидности корпусов. Вентиляция. Технология расчета и
изготовления корпуса радиотехнического устройства.
Практика. Изготовление корпусов для смонтированных учениками
радиотехнических устройств.
4.6 Построение радиотехнических конструкций.
Практика. Сборка радиотехнических изделий по принципиальной схеме.
5. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы кружка. Выставка лучших работ обучающихся.
11. Учебно-тематический план
Название раздела, темы
1. Вводное занятие
2. Введение в радиотехнику
1.1 История развития радиотехники и
радиолюбительства
1.2 Основы электричества, единицы измерения
1.3 Техника безопасности при работе с
радиотехническими устройствами и инструментами,
средства защиты.
3. Инструмент
2.1 Радиотехнический инструмент
2.2 Работа с инструментом
2.3 Техника пайки
3. Радиоматериалы и радиокомпоненты
3.1 Материалы в радиотехнике
3.2 Радиокомпоненты. Условные обозначения
3.3 Проводники и диэлектрики
3.4 Резисторы
3.5 Конденсаторы
3.6 Катушки индуктивности, трансформаторы
3.7 Электровакуумные приборы
3.8 Полупроводниковые приборы
4. Электрические схемы
4.1 Типы электрических схем
4.2 Варианты использования радиокомпонентов
в радиотехнике
4.3 Печатные платы
4.4 Монтаж радиокомпонентов на платах
4.5 Изготовление корпусов радиотехнических
устройств
4.6 Построение радиотехнических конструкций
5. Итоговое занятие
Итого:

Кол-во часов
Всего Теория Практика
2
6

2
6

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

18
2
4
12
16
2
2
2
2
2
2
2
2
172
4

6
2
2
2
9
1
2
1
1
1
1
1
1
15
2

12
2
10
7
1
1
1
1
1
1
1
157
2

9
6
12

9
1
2

5
10

6
135
2
216

1
2
40

5
135

-

-

176

12. Технико-методическое оснащение.
10

Для реализации данной программы имеются: отдельный класс, компьютер,
USB-flash накопитель, инструменты и оборудование, методическая литература.
Незавершенные работы учащихся должны храниться в отдельных ящиках в
помещении. Законченные изделия хранятся в демонстрационном шкафу.
Методическое обеспечение: специализированная литература по радиотехнике,
подборка журналов («Радио», «Радиолюбитель», «Юный техник», «Моделист
конструктор», приложения к этим журналам).
Литература для детей
Журналы: «Радио», «Радиолюбитель», «Юный техник», «Моделист конструктор»,
приложения к этим журналам
Справочник: Диоды, Транзисторы, Микросхемы, Трансформаторы, «Массовая
радио библиотека» МРБ
Литература для педагогов
1.
П.Л. Головин Школьный физико-технический кружок.
1.
В.В. Вознюк В помощь школьному радиокружку.
2.
А. Шишков Первые шаги в радиоэлектронике.
3.
В.Г. Борисов Практикум начинающего радиолюбителя.
4.
Н.Н. Путятин В помощь начинающему радиолюбителю.
5.
В.А. Горский Программа для внешкольных учреждений. Техническое творчество учащихся.
6.
В.П. Белов Радиофизический кружок.
Учебно-методический комплект для учителя
1. Сметанин Б.М. Техническое творчество. Пособие для руководителей технических
кружков. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1956 (Электронный
учебник).
2. Псахис З.Я. Кружок юных автомоделистов. Программно-методические материалы
по внешкольной работе. ГУП изд. Министерства просвещения РСФСР. М.: 1958
(Электронный учебник)
3. Борисов В. Г. Радиотехнический кружок и его работа. — М. Радио и связь,
1983.— 104 е., ил.— (Массовая радио библиотека; Вып. 1061) (Электронный
учебник).
4. Головин П. П. Школьный физико-технический кружок: Кн. для учителя: Из опыта
работы / Под ред. Б. М. Игошева. - М.: Просвещение, 1991 (Электронный учебник).
5. Борисов В. Г. Юный радиолюбитель. –М.: «Радио и связь», 1992
6. Шадрин С. В. Научно-техническое творчество и технология его организации.
Дополнительное образование №11, 2000.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».