Компьютерная графика и дизайн

Пояснительная записка
При
разработке
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Компьютерная графика и дизайн» основными нормативно-правовыми
документами являются следующие:
 ФЗ "Об образовании в РФ";
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об
образовании в Ростовской области»;
 Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» на 2013-2020 годы;
 Региональные
рекомендации
к
регламентации
деятельности
образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам (Приложение к приказу Минобразования Ростовской области
от 01.03.2016 г. №115);
 Устав МБУ ДО СЮТ г.Азова;
 авторская программа Л.А. Залоговой, канд. физ.-мат.наук, доцента кафедры
математического обеспечения вычислительных систем Пермского
государственного университета.
Направленность образовательной программы «Компьютерная графика и дизайн»
- техническая.
Программа ориентирована на изучение графической компьютерной программы
растровой графики Gimp в рамках их широкого использования, а также
специальных профессиональных возможностей.
Вид программы – модифицированная, уровень – базовый.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание
компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности
растровой и векторной информации. Открывает возможности при минимальном
количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы,
но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач,
максимально реализовав именно творческие способности.
Актуальность данной программы заключается в необходимости знаний
подобного свойства для человека современного компьютеризированного мира и
времени цифровых технологий. Учащиеся приобретают необходимые навыки, как
для простой обработки фотографии, так и создания собственной визитки, плаката,
презентации, анимированного рисунка. Кроме того, они познают изнутри труд
художника – графика, что им помогает определиться с профессиональной сферой
деятельности на будущее.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития
творческих
способностей
детей,
математического
и
логического
мышления.
Задачи:
 дать учащимся знания основ компьютерной графики на примере работы с
программами Gimp;
 дать базовые знания о персональном компьютере, сформировать навыки
свободного ориентирования в графической среде операционной системы;
 обучить возможностям создания собственных изображений, используя
базовый набор инструментов графических программ, а также средствам
обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач;
 рассмотреть возможности работы с текстом и фотографиями
(преобразование, подбор к изображению, спецэффекты, создание логотипа
и т.д.);
 обучить возможностям создания собственных изображений, на основе
знания законов и средств композиции;
 закрепить знания по цветоведению и колористке, используя возможности
работы с цветом средствами графических редакторов;
 рассмотреть возможности анимирования изображений с целью подготовки
к курсу компьютерной анимации;
 развить творческий потенциал учащихся посредством использования
компьютера как рабочего инструмента художника.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы от 9 до 14 лет. Пол – женский,
мужской. Круг интересов - в объединение поступают дети, интересующиеся
информационно-коммуникационными технологиями, проявляющих интерес к ITтехнологиям, творчеству, оформительской и дизайнерской деятельности,
социальным коммуникациям, желающие выбрать профессию в области
информационных технологий.
Уровень подготовки - обучающиеся, имеющие элементарные навыки владения
компьютером, базовые знания в области информатики и информационнокоммуникационных технологий. В группе занимаются 10 человек.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы – один
год. На освоение полного курса отводится 144 часа.
Программа предполагает групповые занятия и рассчитана на 144 часа, из них
теории 23 часа, практики 121 час.
Формы организации образовательного процесса в данной программе групповые занятия.
Режим работы - 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут.
Академический час равен 40 минут.
Программа предполагает теоретические и практические занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В конце 1 полугодия обучения
учащиеся должны:
 знать основные инструменты растровой программы Gimp;
 иметь базовые знания о персональном компьютере и навыки свободного
ориентирования в графической среде операционной системы (открытие,
создание, сохранение и т.д.);
 подбирать необходимые инструменты и строить алгоритм действий для
воплощения поставленных творческих задач;
 использовать базовый набор инструментов и возможности растровой
программы для создания собственных изображений, на основе знаний
законов и средств композиции, цветоведению и колористке.
В конце обучения :
 использовать возможности работы с цветом, специальными эффектами и
цветокоррекцией в Gimp;
 уметь работать со слоями и масками, составлять коллажные композиции;
 получить навыки работы с текстовыми объектами, познакомиться с
основами типографики;
 использовать возможности анимирования изображений, владеть основами
покадрового рисования;
 освоить навыки работы с графическим планшетом;
 уметь использовать возможности векторных инструментов в растровой
программе, уметь отличать их.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы являются :
для промежуточной аттестации обучающихся:
творческие самостоятельные работы, выставки работ учащихся, участие в детских
творческих конкурсах,
для итоговой аттестации обучающихся:
творческие работы для участия в региональных и всероссийских конкурсахвыставках,
олимпиадах, их дальнейшее ориентирование на освоение
возможностей компьютерной графики .

Учебно-тематический план

№

Название темы

1

Техника
безопасности.
Кодирование
графической
информации в
компьютере.
Цветовые
модели.
Виды
компьютерной
графики
Растровая
графика.
Растровые
графические
редакторы
Интерфейс
растрового
графического
редактора Gimp
Основные
инструменты
рисования
Знакомство с
инструментом
градиентной
заливки.
Установки.
Инструменты
выделения
Работа со
слоями и
фигурами
Преобразование
объектов

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Возможности
коррекции
изображения
Дополнительный
интерфейс
пользователя
Инструменты
клонирования

Кол-во часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Формы
организации
лекция

Формы
аттестации
тестирование

2

1

1

лекция

тестирование

2

1

1

лекция

тестирование

2

1

1

Лекция

Практическая
работа

10

2

8

8

2

6

18

2

16

8

1

7

4

-

4

8

2

6

6

1

5

Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая
работа
работа
Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая
работа
работа

Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая
работа
работа
Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая
работа
работа
Практическая Самостоятельная
работа
практическая
работа
Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая
работа
работа
Лекция
Самостоятельная
Практическая
практическая

12

Работа с текстом

12

2

10

13

Создание
объектов и
фигур
Возможности
создания
анимации
Использование
маски

4

1

3

30

4

26

4

1

3

8

1

7

14

15

16

17

Рисование
инструментом
перо
Повторение.
Выполнение
творческих
работ
Итоговое
занятие
Всего:

14

14

2

2

144

23

работа
Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Практическая
работа

работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа
Самостоятельная
практическая
работа

121

Содержание программы
Тема 1. Техника безопасности. Кодирование графической информации в
компьютере.

Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной
безопасности. Основные принципы кодирования графической информации в
компьютере
Тема 2. Цвет. Цветовые модели. Виды компьютерной графики
Теория: Понятие цвет, оптические свойства цвета. Цветовые модели RGB,
CMY, HSV. Виды компьютерной графики: растровая, векторная, фрактальная,
трехмерная. Основные характеристики
Тема 3. Растровая графика. Растровые графические редакторы
Теория: Основные понятия растровой графики, достоинства и недостатки.
Примеры растровых графических редакторов.
Тема 4. Интерфейс растрового графического редактора Gimp
Теория:
Знакомство с интерфейсом. Изучение горизонтального меню, панели
настроек, плавающего меню.
Создание нового документа. Сохранение и закрытие документа.
Практика:
Форматы графических файлов. Средства управления панелью инструментов.
Организация и присоединение палитр.
Тема 5. Основные инструменты рисования.
Теория:
Знакомство с основными инструментами рисования – кистью и ластиком.
Знакомство с инструментами заливки.
Изменение установок инструмента, фактурная заливка.
Практика:
Создание пробного рисунка.
Настройки инструментов: форма, толщина, прозрачность.
Цвет на практике. Цветовые режимы Gimp. Выбор и редактирование,
цвета.
Закрепление навыков работы кистью.
Режимы смешивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Создание рисунка с использованием объектов разной фактуры.
Инструмент «Палец».
Выполнение рисунка с использованием эффекта размытия пикселей
«Пейзаж».
Тема 6. Знакомство с инструментом градиентной заливки. Установки.
Инструменты выделения.
Теория:
Знакомство с инструментом выделения «Лассо». Панель опций инструмента.
Практика:
Практическое использование инструментов: выделения, выравнивания.
Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.
Композиция из фрагментов изображения.

Продолжение работы. Изменение положения и цвета отдельных фигур.
Тема 7. Работа со слоями и фигурами
Теория:
Знакомство с понятием «слои». Меню и палитра «Слои». Создание нового
слоя, перемещение, выделение и сливание слоев.
Инструмент «Область» для создания фигур, Функция растушевки.
Применение инструмента «Градиент» к областям слоя.
Практика:
Практическая работа со слоями. Редактирование содержимого слоя.
Изменение положения слоев в пространстве, относительно друг друга и
переднего плана.
Понятие «Группировки». Создание групп слоев, возможности работы с
группой.
Опции инструмента «Волшебная палочка».
Творческое задание «Фантастический натюрморт», «Город», «Робот».
Использование инструментов «выделение» и «перемещение».
Тема 8. Преобразование объектов
Теория:
Основные функции трансформирования объектов. Масштабирование
объектов. Использование инструмента "свободное трансформирование".
Практика:
Отображение, вращение, смещение, искажение и сдвиг объектов. Изменение
перспективы. Создание нескольких трансформаций.
Самостоятельная работа.
Тема 9. Возможности коррекции изображения
Практика:
Выравнивание цвета и тона через «Уровни», «Автоуровни».
Цветокоррекция.
Изменение яркости, контрастности, применение пастеризации, фотофильтра.
Тема 10. Дополнительный интерфейс пользователя.
Теория:
Фильтры в программе Gimp. Художественные фильтры.
Практика:
Фильтры искажения и пластики.
Создание размытия и резкости на изображении.
Применение эффектов освещения.
Тема 11. Инструменты клонирования.
Теория:
Возможности инструмента «Штамп».
Практика:

Использование инструмента «Заплатка».
Творческое задание: создание коллажа на тему «Мои любимые животные»,
«Плакат».
Тема 12. Работа с текстом.
Теория:
Основные характеристики инструмента "текст".
Палитра шрифтов. Изменение размера и цвета, искажение шрифта.
Практика:
Обтекание текстом графического объекта.
Заполнение шрифта изображением через выделение и «маску текста».
Самостоятельная работа «Открытка»
Тема 13. Создание объектов и фигур.
Теория:
Режимы «контуры», «слой фигуры» «заливка пикселей».
Практика:
Применение стиля слоя к фигуре.
Создание своей пользовательской формы.
Тема 14. Возможности создания анимации.
Теория:
Особенности передачи движения в программе. Окно анимирования
изображений.
Практика:
Создание кадровой ленты.
Решение простого анимированного изображения. Баннер.
Тема 15. Использование маски.
Теория:
Наложение маски на изображение. Возможности работы с маской.
Практика:
Практическая работа с маской.
Применение маски к текстовому слою. Создание «исчезающего текста».
Тема 16. Рисование инструментом перо.
Теория:
Основные функции инструмента "перо" и принципы работы. Рисование
прямых и кривых линий.
Практика:
Построение кривых линий. Угловые точки привязки на кривых линиях.
Рисование кривых линий разных типов. Преобразование гладких точек в
угловые и наоборот.
Рисование фигуры по образцу.
Редактирование кривых линий.
Тема 17. Повторение. Выполнение творческих практических работ.
Подведение итогов

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В качестве форм занятий по данной программе предполагаются лекции, беседы,
объяснение нового материала, демонстрация примеров работ, комбинированные
занятия, состоящие из теории и практики, показ приемов работы инструментами,
самостоятельная тренировочная работа за компьютером, практические учебные
занятия.
Хотя содержание занятий по данной программе в творческом объединении
предусматривает их проведение по строго определённому плану в
ограниченное время, для детей разработаны и используются диагностические
материалы по определению интересов и наклонностей детей, также
подготовлены материалы для экспресс-анкетирования обучающихся с целью
осуществления обратной связи и выявления удовлетворенности детей
занятиями их содержанием и результатами, методами и техниками работы
педагога.
В процессе работы педагога обучающиеся получают уроки психологической
культуры с анкетированитеим и определением своего типа темперамента,
выбором правильного стиля поведения и разрешения проблемных ситуаций
без конфликтов, повышают культуру поведения , обогащают свою речь и
приобретают социальные навыки.
Подготовлены педагогом тематические физкультминутки для профилактики
усталости глаз, позвоночника у обучающихся, которые организованно
выполняются на каждом занятии, также, дети под руководством педагога
проверяют уровень зрения и учатся беречь своё здоровье.
Помимо этого, в связи с необходимостью чередования видов деятельности
обучающихся, занимающихся на компьютерах , педагог предлагает ребятам
ознакомиться с основными направлениями профессиональной базы знаний,
необходимой программистам и сферой приложения сил будущих
компьютерных дизайнеров и графиков.Для этого у педагога имеется подборка
раздаточных материалов для абитуриентов и на стендах-раскладушках
информация об особенностях некоторых профессий,связанных с
компьютером.
Для проведения мониторинга по усвоению знаний обучающимися , по
умению выполнять определённые задания и оформлять готовые работы и
проекты, педагог использует систему отслеживания результатов, ведёт журнал
или страничку учёта достижений и результатов обучающихся,
индивидуальных шагов по освоению программы творческого объединения, в
котором анализируется информация и проводится своевременная коррекция.
(Материал лекций, бесед, проверочных и тестовых заданий и карточек ,
вопросов для проверки знаний обучающихся по темам занятий и для
проведения промежуточной и итоговой аттестации прилагается )
Для проведения инструктажей по правилам ТБ во время занятий в
лаборатории, по охране жизни и здоровья детей в связи с возможностью

проведения террористического акта или возниконовения пожара, используются
материалы из методического кабинета МБУ ДО СЮТ г.Азова
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
 Беседа
 Лекция
 Объяснение материала
 Метод демонстрации
 Конспектирование основного теоретического материала
 Комбинированные теоретически-практические занятия
 Самостоятельная практическая работа за компьютером
Необходимые инструменты для реализации программы:
 Компьютер
 Электронный носитель информации
 Тетрадь для записей
 Ручка
 Карандаш
Материально-техническое обеспечение:
 Кабинет, оборудованный компьютерами, столами, стульями, общим
освещением
 Материалы и инструменты:
ОС Windows; учебная компьютерная программа Gimp; презентации.

Список литературы
Список использованной литературы:

1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное
пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212
с., 16 с. Ил.: ил.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс:
Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Список литературы для педагогов:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Пожарина Г.Ю. Свободное программное обеспечение на уроке информатики.
– СПб.: БХВ-Петербург, 2010.+СD-ROM.
3. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум / Л.А.
Залогова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 245 с.
Список литературы для учащихся
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Разработанный лабораторный практикум составителем программы
дополнительного образования детей «Компьютерная графика и
дизайн».
Список интернет-ресурсов
http://www.gimpart.org/osnovyi-rabotyi - Уроки Gimp для начинающих. Блог
Антона Лапшина
http://gimp-master.moy.su/
www.progimp.ru/articles/

http://inkscape.paint-net.ru/?id=3
http://www.inkscapebook.ru/first/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».