Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Мастерская игр» создана для детей от 9 до 17 лет, для проведения турниров и игр, а также изучению существующих на сегодняшний день игр и игровых механик, наряду с технической программа имеет социально-педагогическую составляющую и является общеинтеллектуальной. Сроки реализации программы: 1 год (148 часов). Актуальность и предназначение. Игра в настоящее время имеет огромное значение в жизни. Элементы игры мы можем увидеть в рекламе, на телевидении, на мероприятиях для сплочения коллектива, в образовании и психолого-педагогических тренингах. Игры являются основополагающими при обучении и воспитании детей. При помощи настольных игр дети учатся думать, анализировать, принимать решения общаться друг с другом. Каждая настольная игра есть интеллектуальное противоборство, при котором выигрывает не случайность и везение, а умение логически и стратегически мыслить. Настольные игры строятся на простой и доступной каждому человеку логике. В основе настольных игр заложены общественные особенности современной жизни, а правила игры подчинены анализу обыгрываемой реальности с точки зрения познавательной активности. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Отличительные характерные черты программы Данная программа даёт возможность познакомиться с самыми успешными настольными играми в мире. В программе представлены несколько видов настольных игр, содержание данной программы позволяет обучающимся знакомиться с настольными играми постепенно, двигаясь от самых простых к более сложным, постигая вместе с этим исследовательское содержание приведенных игр. Программа развивает в ученике стороны его личности, таланты и умения, концентрируя внимание на динамичном вовлечении в познавательный процесс через игровую исследовательскую активность. Обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции. Целевой раздел Цели программы. Развитие мышления, памяти и речи, фантазии, усидчивости, ответственности, навыков восприятия и анализа полученной информации, а также развитие социальных навыков, работы в команде и умение принимать решения у обучающихся посредством настольных игр. Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: познакомить учащихся с познавательных настольных игр; многообразием современных научно- - сформировать у учащихся практические игровые умения и навыки; научить разным игровым научно-познавательным направлениям в настольных играх; - развить интеллектуальные и научно-познавательные способности учащихся; - расширить кругозор, давать знания о различных сторонах жизни через игру; - поучаствовать в соревнованиях для приобретения опыта; - сформировать у обучающихся высокую общую культуру, нравственные, морально-психологические, деловые и организаторские качества, способствующие выбору жизненного пути в пользу высоконравственного, профессионального и ответственного служения своему Отечеству Результаты. В результате изучения программы, учащиеся будут: - знать существующие в мире игровые направления в настольных играх; - разовьют способности и одаренность своих профессиональных склонностей через создание обогащенной образовательной среды и организацию разнообразной развивающей и творческой деятельности с использованием ресурсов учреждения сформируют высокую общую культуру, нравственные, моральнопсихологические, деловые и организаторские качества произойдет становление творчески развитой; личности, нравственно, интеллектуально, - научатся: играть во все игры, предложенные в программе; грамотно объяснять правила; организовывать и проводить турниры; придумывать свои миры, и проводить по ним ролевые игры. Метапредметные результаты: - умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; - умением осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; - умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения - умением владения основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умением осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - умением формировать и развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. - умением (владеть способами познавательной деятельности): наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений; применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения; составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии; читать и выполнять различные задания к играм; понимать на слух короткие тексты; Личностные результаты: Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия в том числе и в открытой общественной среде. Учащиеся сформируют - ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению - социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах; нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Предметные результаты: - освоение различных приёмов в решении логических задач; - приобретение опыта в обучении интеллектуальным играм разной направленности; - овладение умением понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе; - развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления. - обучающиеся смогут освоить в ходе обучения знания, умения и способы действий, специфические для данной программы; - получат новые знания, его интерпретацию, смогут преобразовать и применить в различных учебных ситуациях, а также при создании учебных и социальных проектов. - смогут применить знания, умения и навыки в учебных ситуациях и в реальных жизненных условиях. - свободное владение игровой терминологией: знание основных видов игр, этапов игрового мастерства; понимание основ этики игроков, основ этики зрителя; знание теоретических основ игры и методики постановочной работы над словом; - совершенствование навыков игрового мастерства: владение простыми актерскими трюками; умение определять задачу, сверхзадачу и сквозное действие; - формирование проектной культуры и выстраивание проектной деятельности: освоение инструментария анализа проектной деятельности; - освоение основных технологий социальной коммуникации и развития общественных связей; освоение ключевых современных форм, способов и методов анализа ситуации, выделения проблем и общественных инициатив, организации деятельности по решению проблемы, реализации и управления циклом реализации общественно-полезной деятельности. Формы контроля: - обсуждение - проведение партий в настольные игры - устный зачет - квест - игровой турнир Способы оценки достижений: Двоичная шкала («зачет», «незачет»). Организационные формы занятий: групповые. Материально-техническое обеспечение: Настольные игры. Характеристика помещения для занятий: Учебный класс до 15 человек. Календарно-тематическое планирование № Тема занятия Дидактический материал Теория Практик а Всег о 1 3 4 1 Бэнг, Каркассон. Знакомство с современными настольными играми. Школы игр. 2 Кооперативные игры. Запретный остров. 1 3 4 3 Кооперативные игры Запретная пустыня. 1 3 4 4 Кооперативные игры. Запретное небо. 1 3 4 5 Колод строительные игры. Кланк! 1 3 4 6 Колод строительные игры. В поисках Эльдорадо. 1 3 4 7 Колод строительные игры. Доминион. 1 3 4 8 Колод строительные игры. Звездные империи. 1 3 4 9 Построение экономического движка (таблобилдер). Прибамбасы. 1 3 4 10 Построение экономического движка (таблобилдер). Покорение Марса. 1 3 4 11 Построение экономического движка (таблобилдер). Подводные города. 1 3 4 12 Построение экономического движка (таблобилдер). Космобаза. 1 3 4 13 Стратегии европейской школы. Гонконг во тьме. 1 3 4 14 Стратегии европейской школы. Марко Поло. 1 3 4 15 Стратегии европейской школы. Энергосеть. 1 3 4 16 Стратегии европейской школы. Ганзейский союз. 1 3 4 17 Стратегии европейской школы. Великий западный путь. 1 3 4 Арборетум. 1 3 4 17 Игры на сбор сетов. 19 Игры на сбор сетов. Этнос. 1 3 4 20 Игры на сбор сетов. Эксплориана. 1 3 4 21 Игры на сбор сетов. Нидовелир. 1 3 4 22 Игры с аукционом. Киклады. 1 3 4 23 Игры с аукционом. Современное искусство. 1 3 4 24 Игры с аукционом. Индустрия. 1 3 4 25 Игры с аукционом. Кейфловер. 1 26 Игры с аукционом. Биржа. 1 3 4 27 Контроль территории. Хуанхэ и Янцзы. 1 3 4 28 Контроль территории. Битва за Рокуган. 1 3 4 29 Контроль территории. Андройд Мэйнфрейм. 1 3 4 30 Игры на ассоциации. Кодовые имена. 1 3 4 31 Игры на ассоциации. Диксит. 1 3 4 32 Игры на ассоциации. Длина волны. 1 3 4 33 Игры на социальную дедукцию. Находка для шпиона. 1 3 4 34 Игры на социальную дедукцию. Сопротивление. 1 3 4 35 Игры на социальную дедукцию. 25-я комната. 1 3 4 36 Игры на социальную дедукцию. Цитадели. 1 3 4 Экслипс 1 3 4 ИТОГО 37 111 148 37 Варгейм 4