Примерная модель
практических занятий в учреждении дополнительного образования
Занятие в учреждении дополнительного образования представляет
собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных
на смене видов деятельности учащихся: восприятие, осмысление,
запоминание, применение, обобщение, систематики. При разработке занятия
педагог дополнительного образования внимательно изучает: - учебный план
реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы; - согласовывает определенный раздел и тему раздела с
содержанием программы; - определяет взаимосвязь содержания занятий с
предыдущими и последующими; - определяются тип и структура занятия; - его
тема, цель, задачи. Целевые, установки занятия должны быть направлены на
определѐнные, конкретные цели данного занятия (воспитательные,
развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.
Для системы дополнительного образования характерным является реализация
основ педагогики, развития личности учащегося, поэтому на первый план
выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей
учащихся и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем
реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика
занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия
с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому
материалу), определяется объем образовательного компонента учебного
материала.
В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов
учебного
занятия:
организационный
этап;
проверочный
этап;
подготовительный этап; этап актуализации имеющихся у учащихся знаний;
этап работы по новому материалу; этап первичного закрепления полученных
знаний, умений и навыков; этап повторения изученного материала; этап
обобщения пройденного материала; этап закрепления новых знаний, умений и
навыков; этап релаксации; контрольный этап; итоговый этап; этап рефлексии;
информационный этап.
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его
практического использования в ходе выполнения творческой работы.
Итоговые мероприятия внутри объединения: зачёты, соревнования, турниры,
выставки и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко
виден результат учащегося и педагога. Здесь показаны не только способности
и навыки в той или иной области (авиамоделировании, судомоделировании, и
др.), но и в других видах деятельности. Соревнования, конкурсы, фестивали,
выставки, конференции Это уже выход на профессионализм.