Пояснительная записка
Образовательная
программа
Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования Станции юных техников г.Азова (далее по тексту - СЮТ)
представляет собой нормативно–управленческий документ, характеризующий концепцию
деятельности учреждения и регулирующий его образовательную деятельность в 2024-2025 г..
Настоящая программа разработана с учетом запросов обучающихся, потребностей семьи,
образовательных учреждений, особенностей социально- экономического развития города и
региона. В документе рассмотрены вопросы методического, кадрового обеспечения
деятельности учреждения.
В разработке программы использованы следующие нормативно– правовые
документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Концепциея развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей)
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Устав и локальные акты учреждения.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
Цель: продолжить работу по созданию образовательного пространства для развития
творческого потенциала и повышения интереса учащихся к техническим наукам,
изобретательской
деятельности,
формирование
профессионального
и
жизненного
самоопределения подрастающего поколения в соответствии с современными требованиями
к дополнительному образованию.
Задачи:
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
обеспечение доступности получения качественного дополнительного образования,
достижение
планируемых
результатов
освоения
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ всеми обучающимися, в том
числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение преемственности программ дополнительного образования на разных
возрастных этапах;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе;
обеспечение эффективного сочетания различных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
профессиональная ориентация обучающихся;
развитие системы поддержки талантливых детей;
информационно - методическое
инновационной деятельности;
сплочение педагогического коллектива единомышленников;
создание условий для профессионального развития педагогов дополнительного
образования.
сопровождения
педагога
в
процессе
Срок реализации Образовательной программы — 2024-2025 учебный год
Содержание образовательного процесса
Образовательная деятельность в МБУ ДО СЮТ строится на основании действующих
нормативных документов.
Обучение по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам осуществляется на бюджетной основе и планируется
введение ПФДО.
Образовательная деятельность обучающихся Станции юных техников осуществляется
как в одновозрастных, так и разновозрастных творческих объединениях, в которых
занимаются обучающиеся в возрасте преимущественно с 5 до 18 лет. Формы обучения:
групповая, индивидуально – групповая, индивидуальная.
Форма образования очная. В условиях ЧС в учреждении вводится особый режим
работы.
При необходимости допускается осуществление образовательной деятельности по
ДООП с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Структура организации образовательного процесса в СЮТ определяется годовым
календарным учебным графиком и расписанием, утвержденным директором учреждения.
Нормативные акты, регламентирующие работу размещаются на официальном сайте
учреждения. Образовательная деятельность осуществляется на основании утвержденных
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Всего на МБУ ДО
СЮТ г.Азова на начало действия программы реализуется 24 ДООП технической
направленности.
Программы самостоятельно разрабатываются педагогическими работниками
учреждения
с
учетом
«Положения
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе в МБУ ДО СЮТ г. Азова». Ежегодно в летний период все
программы корректируются педагогическими работниками. В 2024-2025 учебном году на
СЮТ будут работать следующие ДООП:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Авиамакетирование
Автомоделирование
Картинг
Авиатехника
Космическое моделирование
Ракетомоделирование
Мастерская игр
Основы робототехники
Робототехника
КругозорТехно
СудоКОН
м
м
м
м
с
м
с
с
м
м
м
СудоПарус
м
12
Судо для начинающих
Английский для начинающих
Технический английский
Эврика
Эврика АБВ
Техническая риторика
Ярмарка мастерства
с
13
14
15
16
17
18
19 Технический дизайн
20 Электро радиотехника
21 Техническое конструирование
22 Компьютерная графика
23 Юный программист
24 Веселая арифметика
25 Умелые руки
с
с
м
с
с
м
м
м
м
с
с
с
с
Программы направлены на выявление и развитие интереса детей к техническому
творчеству, моделированию, конструированию, на развитие образного и логического
мышления, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами,
инструментами, приспособлениями.
Педагогическая нагрузка каждого педагога планируется в мае. Комплектование
проходит в течение сентября. Расписание составляется на каждое полугодие. Изменения в
расписание возможно вносить по согласованию с администрацией учреждения.
Образовательный процесс регламентирунтся Календарным графиком.
Основным документом, определяющим организацию образовательного процесса в
учреждении, является учебный план. Данный документ позволяет увидеть: преемственность
образовательного процесса; продолжительность освоения образовательной программы;
информацию о количестве выпускаемых групп; объем нагрузки для детей по годам
обучения; приоритетность направлений деятельности в образовательной программе
учреждения; нагрузку педагогов.
Приложение № 1: Учебный план на 2024-25 уч.год
Одним из показателей результативности освоения обучающимися содержания
образовательных программ является участие детей в конкурсных мероприятиях различного
уровня.
Многочисленные победы являются залогом успешной репутации Станции юных
техников не только в городе, но и области и стране.
Информация о достижениях в 2023-2024 учебном году
Обучающиеся
Общее кол-во
участников
Из них:
Победителей
(кол-во)
Призеров
(кол-во)
Всего за текущий учебный год в конкурсных
мероприятиях приняло участие:
191
34
64
Региональные конкурсы:
154
23
51
Федеральные конкурсы:
37
12
13
Характеристика педагогического коллектива
Кадровое обеспечение образовательного процесса является одним из важнейших
условий, определяющих качество образования. Кадровый потенциал обеспечивает
выполнение текущих и перспективных задач СЮТ, определяет готовность к
инновационному развитию.
Количественная характеристика педагогического персонала
№
1
2
3
Показатели
Количество основных работников
Педагогические работники. Из них:
основные
совместители
Возрастные группы:
до 30 лет
30-40лет
41-50 лет
51 -60 лет
Календарный год
2023
2024
16
3
16
2
0
3
7
3
1
2
6
4
61 год и старше
3
3
На протяжении последних пяти лет кадровый состав СЮТ стабилен, но сохраняется
проблема взросления кадров и дефицита молодых работников. Все педагогические
работники проходят плановое повышение квалификации, участвуют в разноуровневых
конкурсах педагогического мастерства.
Педагогические работники
Общее
кол-во участников
Из них:
Победителей Призеров
(кол-во)
(кол-во)
Всего за текущий учебный год в
конкурсных мероприятиях приняло
участие:
15
7
2
Региональные конкурсы:
15
7
2
Качественная характеристика педагогического персонала
№
1
2
3
4
Показатели
Количество педагогов высшей категории
Количество педагогов первой категории
Количество педагогических работников
без категории
Количество педагогических работников,
прошедших обязательные курсы
повышения квалификации
Календарный год
2023-2024
2024-2025
10
11
4
3
2
2
100%
100 %
Два педагога имеют звание «Почетный работник образования РФ» один человек - «Отличник
народного просвещения РФ», 3 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства
образования и науки Российской Федерации, 7 педагогов награждены Почетными грамотами
Министерства образования Ростовской области.
Материально – техническое обеспечение
Станция юных техников не один год функционирует на одной и той же материально –
технической базе (см. на сайте «Материально – техническое обеспечение»). Обеспечение
безопасности в МБУ ДО «СЮТ» происходит в строгом соблюдении нормативно – правовых
актов, требований охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно –
гигиенического режима.
Планы финансово – хозяйственной деятельности и отчеты размещены на сайте.
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации педагогами используются
следующие формы: тестирование, зачеты, выставки, опросы, практическая работа,
соревнования, конкурсы, защита творческих проектов, викторины, презентации, итоговые
занятия, игровые программы.
Часы на все виды аттестации предусмотрены в программах. В течение учебного года
педагогом могут быть внесены корректировки в планирование на основании приказов по
учреждению по следующим причинам: временная нетрудоспособность педагога, карантин,
ЧС, изменения кадрового состава.
Планируемые результаты.
Достижение следующих индикативных показателей:
Планируемые индикативные показатели в %
Сохранность контингента обучающихся
Увеличение уровня освоения детьми выбранных ими ДООП
Увеличение количества творческих объединений, развивающихся в режиме обновления
форм и содержания образования
100 %
100 %
90 %
Сохранение количества обучающихся, принимающих участие в конкурсных
мероприятиях различного уровня от общего количества обучающихся СЮТ
90%
Увеличение количества обучающихся – призеров конкурсных мероприятий различного
уровня от числа обучающихся, принявших участие в мероприятиях
80%
Увеличение числа педагогов, получивших в установленном порядке первую и высшую
кв. категории
Увеличение процента педагогов, вовлеченных в работу проектных и творческих групп
100%
Соблюдение сроков прохождения педагогами обязательных курсов повышения
квалификации (1 раз в три года)
Увеличение количества мероприятий от общего количества мероприятий СЮТ,
разработанных и проведенных в рамках сотрудничества с другими ОО
Отсутствие жалоб на качество предоставленных образовательных услуг
100%
30%
35%
7
Система организации контроля исполнения Программы
1.
2.
Проведение в течение учебного года мониторинг реализации образовательной программы
Организовать на основе мониторинговых исследований своевременное регулирование и
внесение корректив.
Цель мониторинга – оценка и представление результатов деятельности учреждения на
основе мониторинговых показателей для принятия мер по регулированию и
корректировке
программных мероприятий и отчетности перед учредителем, заказчиками
образовательных услуг.
Мониторинг качества образовательного процесса
Мониторинг качества образования представляет собой систему сбора, обработки, хранения и
распространения информации об образовательной деятельности учреждения, а также об
удовлетворении образовательных запросов обучающихся. Мониторинг осуществляется в
соответствии с действующими правовыми и нормативными документами РФ. Мониторинг
позволяет СЮТ решать следующие задачи:
Изучать образовательную среду СЮТ;
Получать объективную информацию об организации, содержании и результатах
образовательного учреждения;
Разрабатывать механизм мониторинговых исследований;
Координировать деятельность всех субъектов мониторинга.
Планируемые результаты мониторинга:
1. Формирование модели управления качеством образования в МБУ ДО СЮТ;
2. Выявление положительной/отрицательной динамики изменяющихся показателей объектов
мониторинга;
3. Создание банка данных о достижениях педагогов и обучающихся: об уровне методической
грамотности педагогов (разработка ДООП, публикации, участие в конкурсах
профессионального мастерства и др.), активность и результативность участия обучающихся в
конкурсах.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей предполагает
не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие
многообразных личностных качеств обучающихся.
Результаты необходимо рассматривать по двум группам показателей:
Образовательным
Личностым
В ДООП по каждому направлению разработаны формы мониторинга результатов обучения,
представлен перечень знаний, умений, навыков, которые должны приобрести обучающиеся в
15
15
15
15
результате освоения программы; так же показана система личностных качеств, которые
желательно сформировать за весь период обучения и во время общения с педагогом и
сверстниками; определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя.
Показатели качества выполнения муниципального задания
Мониторинг исполнения муниципального задания по реализации ДООП в МБУ ДО
СЮТ г.Азова за 2023 год показал, что учреждение своевременного вносит корректировки
в МЗ, что позволяет его выполнять по всем критериям.
2024-2025 учебный год
16
16
16
16